Француз (фильм, 2019)

Материал из Кинопедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Француз
Постер фильма
Жанр история
драма
Режиссёр Андрей Смирнов
Продюсер Андрей Смирнов
Елена Прудникова
Автор
сценария
Андрей Смирнов
В главных
ролях
Антон Риваль
Евгения Образцова
Евгений Ткачук
Оператор Юрий Шайгарданов
Кинокомпания Мармот-фильм
Длительность 128 мин
Страна  Россия
Язык русский
Год 2019
IMDb ID 10124714
Официальный сайт

«Францу́з» — российский исторический драматический фильм режиссёра Андрея Смирнова о начале оттепели в СССР. Фильм посвящён памяти Александра Гинзбурга, советского диссидента, одного из идеологов самиздата. Премьера в России состоялась 31 октября 2019 года.

Сюжет

Август 1957 года. Трое молодых парижан левых убеждений Николь, Жан-Мари и Пьер в последний раз встречаются в кафе на берегу Сены, — Жан-Мари отбывает солдатом в Алжир, а Пьер, студент русского происхождения, уезжает в СССР на стажировку.
Пьер Дюран селится в общежитии МГУ, занимается русской литературой, набирает материал для своей работы о творчестве балетмейстера Мариуса Петипа, заводит дружбу со студентом ВГИКа фотографом Валерой Успенским, тот знакомит его с балериной Большого театра Кирой Галкиной. Москвичи с интересом общаются с французом, хорошо говорящим по-русски, — идёт «оттепель», контакты с иностранцем больше не находятся под негласным запретом. Благодаря новым знакомствам Пьер погружается в жизнь Москвы, не только парадную, но и неофициальную…[комм. 1]. К отстранённой и независимой Кире Пьер начинает испытывать чувства, хотя это и приводит к соперничеству с Валерой.

Пьер ищет белого офицера Татищева, который был арестован в конце 1930-х. Он является отцом Пьера: в 1931-м году его мать, потомок старинного дворянского рода, скрыв свою беременность, уехала работать в советское торгпредство в Берлин, откуда вскоре сбежала и перебралась в Париж.

В ролях

Съёмочная группа

  • Автор сценария и режиссёр-постановщик — Андрей Смирнов
  • Оператор-постановщик — Юрий Шайгарданов, R.G.C.
  • Художник-постановщик — Владимир Гудилин
  • Художник по костюмам — Людмила Гаинцева
  • Художник по гриму — Елена Дмитриенко
  • Монтаж — Алла Стрельникова
  • Звукорежиссёр — Олег Татаринов
  • Продюсеры — Андрей Смирнов, Елена Прудникова

В фильме использована музыка Дмитрия Шостаковича.

Критика

Это маленькое большое кино проще всего свести к антисоветскому пафосу автора (бесспорному, но слишком очевидному, чтобы считать его единственным содержанием). На самом деле оно рассказывает о нашей тоске по утраченному вымышленному раю, «России, которую мы потеряли»: никогда мы в ней не жили, не знали её, не представляли себе даже приблизительно.

Показав этих людей, Смирнов в первую очередь напоминает, что прославление советского периода за какие бы то ни было подлинные, а чаще мнимые успехи является попранием памяти тех, кто стал жертвами этого режима. Он будто пытается напомнить современникам, что идеализация и возвеличивание советского гулаговского прошлого — не просто преступление, это кощунственный грех по отношению к тем, кто стал жертвами этого периода. И в этом смысле фильм оказывается не кино о прошлом, он — кино о настоящем…

Награды

  • 2019 — национальная кинопремия «Ника»:

Комментарии